| ||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||
Методические темы
2010-2011 уч.год
Цель работы на 2010-2011 учебный год: · рассмотреть различные классификации ОУУН; · ознакомиться с требованиями к сформированности общеучебных умений в 4 классе; · рассмотреть методические рекомендации по формированию общеучебных умений Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения. Общеучебные умения и навыки применяются учеником, независимо от предмета изучения и характеризуют его как «школьника». Задача формирования общих учебных умений и навыков может решаться только на межпредметном уровне. В системе Л.В. Занкова успешность этой работы обеспечивается действием единой для всех учебных предметов методической системы, обладающей типическими свойствами. Само понятие «общеучебные умения и навыки» включает в себя зависимость успешности их формирования от организации учебной деятельности ребенка. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения, определить типы заданий и условия их реализации. Учебная деятельность осуществляется в интеллектуальных, умственных действиях, которые в педагогике соотносятся с общеучебными интеллектуальными умениями. Таким образом, общеучебные интеллектуальные умения самым прямым образом связаны с учебной деятельностью, на их основе эта деятельность осуществляется. Общеучебные интеллектуальные умения определяются как подготовленность к теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно с опорой на усвоение знаний и жизненный опыт. Это действия умственного плана, которые связаны с процессом усвоения самых разных учебных предметов. В отличие от предметных умений они имеют широкий диапазон действия, поэтому общеучебные интеллектуальные умения относят к «метазнаниям», то есть к тем, которые используются в различных областях знаний, при усвоении разных знаний (Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина). Вопрос об общеинтеллектуальных умениях становится особенно актуальным в связи с необходимостью для учащихся адаптации к жизни в эпоху «информационного взрыва» – современного стремительного обновления знаний. От школы это требует создания условий для особой самостоятельности учащихся: при приобретении не столько самих знаний, сколько способов и приемов добывания знаний, овладения ими. Общеучебные интеллектуальные умения формируются только в личном опыте ученика, чужие умения здесь помогают мало. Но приобретение такого опыта, освоение умений, как и овладение знаниями, может и должно быть организовано учителем начиная уже с 1-го класса (с предшествующей преемственной подготовкой к этому в дошкольном детстве ребенка). Приоритетными умениями, необходимыми и достаточными для успешного осуществления учебной деятельности младшими школьниками можно назвать три блока умений: – информационно-ориентировочные умения (умения наблюдения, слушания, чтения); Наблюдение, слушание, чтение – умения нацеленного восприятия и отражения главного в учебном материале (тексте, рисунке, схеме) на уроке, в домашнем задании. Данный блок общеучебных интеллектуальных умений обеспечивает ориентацию учащихся в учебном задании и планирование последующих действий, связанных с нахождением способов и средств выполнения задания, то есть с размышлением, мышлением. Рассуждающее мышление, происходящее в процессе усвоения знаний, перестраивает все другие познавательные процессы: в этом возрасте «память становится мыслящей, а восприятие – думающим». Следовательно, особое внимание необходимо уделить размышляющему, «думающему» наблюдению, слушанию или чтению, в ходе которых ребенок учится выделять в предъявленной информации учебно-значимое, вступать в продуктивное общение: слышать людей, а в школе – учителя и одноклассников. Классификация (группировка) и обобщение – умения, реализующие операционно-исполнительный этап учебной деятельности. По своим внутренним психическим механизмам эти умения прямо соотносятся с анализом, синтезом, абстракцией и обобщением, то есть с подлинной мыслительной деятельностью школьников. Классификация связана с определением основания, принципа (двух, трех принципов) разграничения и группировки данных с установлением иерархии принципов. В классификации реализуются также и возможности сравнения – различения, то есть тонкого дифференцирования исследуемых объектов. Именно это общеучебное умение содействует установлению связей и зависимостей, лежащих в основе систематизации и осмысленного усвоения знаний. Одновременно активизируется и внимание в связи с необходимостью сосредоточиться на принципе классификации в ходе выполнения всего задания. Обобщение – это умение устанавливать связи между предметами и явлениями, усваивать их и использовать в дальнейшем (при решении новых задач). В процессе обобщения происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий – выделение в них общего и различного. Различают два типа обобщения – эмпирическое (основанное на сравнении некоторой группы предметов, выделении и обозначении словом их одинаковых, общих свойств) и теоретическое (состоящее в анализе сведений о каком-либо объекте при выделении существенных внутренних связей, характеризующих этот объект как целостную систему). Из целостного представления постепенно выделяются частные особенности объекта. Принято считать, что способность к эмпирическому обобщению начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается у младших школьников. Обобщение теоретическое типично для подросткового и особенно для юношеского возраста. Умение обобщать особенно необходимо на начальном этапе обучения, своеобразие которого, как отмечал Л.В. Занков, состоит в необходимости учитывать противоречивость связей между наглядно-образным и словесно-логическим мышлением младших школьников при условии обязательного прогресса в области отвлечения, обобщения и развития словесно-логического компонента мышления. Самопроверка, самоконтроль (третий блок приоритетных умений) – контрольно-коррекционная деятельность школьника, состоящая в умениях оценить свою работу с позиций: все ли выполнил, верно ли выполнил – и при необходимости скорректировать, самостоятельно поправить себя. В прямой связи с умениями самопроверки и самоконтроля формируются такие личностнозначимые качества, как самооценка, самоуправление и саморегуляция. В прямой связи с формированием самооценки и самоконтроля находится также формирование одного из стержневых качеств личностного развития человека – рефлексии, то есть взгляда на себя, когда, обращаясь к собственным действиям, «человек отдает себе полный отчет о том, что и как он делает» (И.И. Ильясов). Причем этот отчет относится не только к итоговому контролю, но и к прогнозирующему, текущему – пошаговому, пооперационному, что способствует осознанию последовательности своих действий. В ходе формирования самопроверки и самоконтроля – с выходом на самооценку – может произойти рассогласование самооценки учащихся с их действительными возможностями. У одних появляется неоправданно завышенная самооценка, у других – заниженная, ведущая к отказу от преодоления трудностей, без чего не может быть положительной динамики в усвоении знаний и развитии школьников. Совершенствование саморегуляции (связанное с изменением регуляторных механизмов, превращающихся из внешних во внутренние) является также существенным показателем личностного развития человека. Неслучайно поэтому самоконтроль как выражение саморегуляции служит одним из показателей готовности детей к школе. Формирование у младших школьников умения саморегуляции дает им возможность постоянного личностного самосовершенствования, развития. Люди, как правило, не любят, чтобы ими руководили, и предпочитают сами контролировать себя, свои поступки. Детям нужна профессиональная помощь со стороны учителя в обретении самого себя для достижения успешного и творческого взаимодействия с окружающим миром. Учитель-«занковец» в этом может опереться на задания по самоконтролю в учебниках и рабочих тетрадях. Типы заданий, способствующих развитию общеучебных умений Тип 1. Наблюдение – классификация – самоконтроль. Учебная задача: классификация (группировка) наглядного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль. Тип 2. Слушание – классификация – самоконтроль. Учебная задача: слушание и классификация словесного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль. Тип 3. Чтение – классификация – самоконтроль. Учебная задача: чтение и классификация словесного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль. Тип 4. Наблюдение – обобщение – самоконтроль. Учебная задача: обобщенное отражение содержания иллюстраций к учебному материалу, самоконтроль. Тип 5. Слушание – обобщение – самоконтроль. Учебная задача: обобщение сведений, представленных в устной форме, самоконтроль. Тип 6. Чтение – обобщение – самоконтроль. Учебная задача: чтение и обобщение словесного материала, самоконтроль. 1–3-й типы заданий. Рассмотреть рисунок (чертеж, схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст; разделить содержащиеся в источнике знаний сведения – по заданному или по самостоятельно найденному основанию, признаку (основаниям, признакам); проверить правильность классификации учебно-значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной учебной задачей, вернуться к заданию, самостоятельно удостовериться в правильности его решения или обнаружить ошибки в ходе формирования умений, что можно сделать с помощью одноклассника (одноклассников), учителя, родителей. 4–6-й типы заданий. Рассмотреть рисунок (чертеж, схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст и обобщить содержащиеся в нем конкретные сведения, подчиняя их принадлежности к более общему ряду сведений (например, по принадлежности видовых сведений к родовым, подведению признаков понятий под определенные понятия...); проверить себя. Множественность вариантов сочетаний в одном задании разных общеучебных умений (наблюдение, слушание, чтение; классификация, обобщение; контроль, коррекция) делает реальностью разнообразие заданий, а это значит, что ребенок постоянно будет сталкиваться с новой учебной ситуацией, будет по-другому строить поиск ее решения. Это создает реальные условия не только для развития мышления школьника и его волевых качеств, но и для индивидуализации процесса обучения. Главное, чтобы решение учебной задачи не сводилось к одной жесткой схеме, чтобы учитывались индивидуальные особенности учеников и класса в целом. Различные типы заданий можно рассмотреть на примере «Азбуки» (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец) 1. Наблюдение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль. Объект наблюдения: рисунки к страничке, знакомящей детей с буквой а и звуком «а». Задания: рассмотреть рисунки в азбуке, которые сделаны к страничке, знакомящей с буквой и звуком «а». Выбрать те рисунки, названия которых начинаются со звука «а». Придумать свои задания на группировку этих рисунков. Предложить для записи на доске собственное решение. 2. Слушание, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль. Текст: «Борин папа – капитан. Папа Павлика – радист. Лидин папа – кок. А у Оли, Даши и Коли папы служат матросами». Задания: прослушать два первых предложения и назвать слова, в которых есть звук «п» (папа, Павлика). Проверить себя по азбуке. Варианты задания, которые могут придумать и дети: прослушать предложения и назвать только такие слова, в которых есть звук [п’]; такие слова, в которых нет ни звука [п], ни звука [п’] (Борин, радист, Лидин, кок, а, у, Оли, Даши, и, Коли, служат, матросами); на какие группы можно разделить слова предложений? (На группы, в которых есть звук [п], есть звук [п’], нет ни того, ни другого звука – три группы; односложные и многосложные; начинающиеся с большой буквы и с маленькой – две группы...) 3. Чтение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль. Текст: Вот стоит пастух, // Как постовой. // Стаду он сигналит: // – Стадо! Стой! Задания: прочитать текст и решить, как разделить слова текста на две разные группы (с буквой с и без этой буквы), на разные группы (с буквой с только в начале, только в середине, без буквы с...);записать слова по группам в разные столбики; проверить работу, используя азбуку. 4. Наблюдение, обобщение, самоконтроль. Объект наблюдения: рисунок к словам он, она, оно, они, мы. Задания: назвать этот рисунок. («Светит солнце», «Дружная семья», «Чаепитие», «Летний дождь», «Мама несет самовар»...). Определить, чье название самое точное. Почему? («Дружная семья», «Чаепитие» – названия обобщенно и наиболее точно раскрывают рисунок.) 5. Слушание, обобщение, самоконтроль Текст: «Громко заиграла музыка. Туман окутал зал, и возник фокусник. Перед ним был пустой сундук. Фокусник сказал: – Финти, винти, фукс! И вдруг из сундука забил фонтан. Вот это фокус! – Браво! Браво! Браво!» Задание: прослушай текст и озаглавить его. («Цирк», «Я тоже люблю цирк»...) Какое название наиболее точное? Почему? 6. Чтение, обобщение, самоконтроль Текст: «Новый год – это снег, сугробы, санки, коньки. Это зимние каникулы! Но в это же время в далекой Австралии у детей наступают летние каникулы. Жара до сорока градусов. Вот тебе и Новый год! Но Санта-Клаус и Дед Мороз долетят с подарками и до Австралии, и до Африки». Задание: прочитать и назвать этот рассказ. («Про зиму», «Зима в России и в Австралии», «Какая бывает зима»...) Какое название самое точное? Почему? Типологическая определенность системы заданий по формированию и коррекции недостатков учебной деятельности школьников ни в коей мере не исключает ее подчиненности общему, единому правилу любой системы учебных заданий. А именно – необходимой регуляции сложности заданий. По мнению Татьянченко Д.В., Воровщикова С.Г. все общеучебные умения и навыки можно разбить на четыре группы: Учебно-управленческие- общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися ( планирование, т.е. определение целей и средств их достижения; организация, т.е. создание и совершенствование взаимодействия между управляемой и управляющей системами для выполнения планов; контроль, т. е. сбор информации о процессе выполнения намеченных планов; регулирование, т. е.корректировка планов и процесса их реализации; анализ, т.е. изучение и оценка процесса и результатов выполнения планов).
Учебно информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Умения работать с письменными текстами
Умения работать с устными текстами
Умения работать с реальными объектами как источниками информации.
Учебно-логические умения- общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Анализ и синтез:
Сравнение.
Обобщение и классификация.
Определение понятий.
Доказательство и опровержение.
Определение и решение проблемы.
Н. А. Вольнова, доцент кафедры управления и экономики образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области, предлагает другую классификацию общеучебных умений и навыков по классам (для примера взяты 1, 3 и 5 классы).
1.Учебно – организационные умения и навыки. 1 класс
3 класс
5 класс
2.Навыки чтения и использования литературы (учебно – информационные). 1 класс
3 класс
5 класс
3.Навыки устной и письменной речи (учебно-коммуникативные). 1 класс
3 класс
5 класс
Устанавливая связи внутри общеучебных умений, можно выделить такие подгруппы:
Выделение 5 групп общеучебных умений позволяет наметить основные ориентиры по формированию данных умений и разработать программу действий по классам. 1. Учебно – деятельностные умения и навыки
2. Учебно-коммуникативные умения и навыки
3. Учебно-интеллектуальные умения и навыки
4.Учебно-организационные умения и навыки
5. Учебно-информационные умения и навыки
Средства активизации познавательной активности Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания и помогают усвоить любой учебный материал. Так, в процессе дидактических игр (например, «Кто быстрее?», «Отвечай сразу» учащиеся выполняют задания, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи). Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, уметь четко выполнять задание. Средством активизации познавательной деятельности учащихся и важным элементом обучения является диалог. Также одним из путей активизации учащихся является установление связи изучаемого материала с окружающей действительностью. Нужно научить школьников проводить простейшие наблюдения. Процесс наблюдения включает ряд последовательно выполняемых приемов логического мышления: · прием сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки; · прием изменения свойств, необходимый для определения существенного признака предмета; · прием подведения под понятие. В результате наблюдения у ребенка должны сформироваться простейшие представления или понятия об исследуемом предмете или явлении (например, наблюдения за погодой, за изменениями в природе). На уроках окружающего мира используем систему познавательных заданий, которая способствует целенаправленному формированию у них умения применять знания в новой учебной ситуации («На пути туристов встретились следующие формы земной поверхности: плоская равнина, горы» «Изобразите схематически формы поверхности, по которым двигались туристы»). Каждый грамотный человек должен знать и уметь читать карту. Основы этого умения закладываются на уроках окружающего мира в начальной школе. Своеобразие ее в том, что состояние и связи объектов показаны очень компактно с помощью цвета, линий, цифр, слов. Развитие когнитивных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения) тесно связано с уроками математики – числовые лабиринты, ребусы, занимательные задания,… Культуру чувств и образное мышление развивает умение смотреть картину. Восприятие произведений искусства учащимися начальных классов тесно связано с их возрастными и психологическими особенностям, так как у них образно-чувственное восприятие цвета развито наиболее отчетливо. Опора на способности детей эмоционально воспринимать цветовое решение картины, оформлять свои переживания в виде рассказов, сочинений во многом помогает выявить содержание произведения искусства. Очень важно, какое настроение владеет ребенком в процессе чтения: если он увлекается информацией, событиями, описаниями, заложенными в тексте, то его умение читать разовьется и станет чет-то большим в его жизни, чем обыкновенное складывание букв в слова. На каждом уроке ученики, работая с текстом, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта. Сейчас предмет в начальной школе называется «Литературное чтение». Цель его – формирование основ грамотного читателя, владеющего и техникой чтения, и приемами понимания прочитанного: · умение понимать идею произведения; · умение видеть авторскую позицию; · определение собственного отношения, т. е. уметь поставить себя, произведение и время на одну ступеньку; · уметь воспринимать произведение эстетически (уметь видеть и осознавать не только то, что написано, но и как это написано); · знание книг и умение самостоятельно их выбрать (ведение читательских дневников). Последнее умение особенно важно, так как любая деятельность, тем более учебная направлена на конечный результат, а в дальнейшем изменяется вследствие анализа этого результата. Юных читателей следует терпеливо приучать к постановке перед собой маленьких аналитических задач и обращаться с вопросами к книге, к себе, к товарищам. Примерные вопросы и задания: · Спроси о том, чего ты не понял. · Как ты проверишь, понял ли одноклассник содержание отрывка (главы)? · Прочитай вопросы учебника. Какого вопроса, по-твоему, недостает? Задай его нам. · Что хотел бы ты выяснить (объяснить) при повторном чтении произведения? · О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы. Ни один культурный человек, став взрослым, не обойдется без книги – справочника любого характера. Но взрослый только тогда полюбит общение со словарями, когда они появятся у него на руках в детском возрасте. Это хорошо, когда ученик умеет найти нужную для себя информацию. Это жизненно важное умение. Поэтому актуальна на уроках работа со словарями, энциклопедиями, справочной литературой. И все же умение учиться в значительной степени зависит от того, насколько эффективно могут ученики работать с учебником (условными обозначениями, текстом, заданиями, упражнениями). Начальное звено обучения – период, когда активно развивается такое свойство личности, как самостоятельность. И одним из средств ее воспитания является самостоятельная работа, которую можно использовать, преследуя различные цели. На уроках идет активная работа с памятками и алгоритмами, применение которых дисциплинирует мысль, учит последовательности в работе, а механизм, усвоенный в начальной школе, пригодится и в последующем обучении. Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе. На уроках используются такие приемы формирования учебных действий: развитие целеполагания, формирование планирования, выработка учебных действий, развитие контроля, формирование оценивания. Для осуществления успешной оценочной деятельности, ученику необходимы определенные оценочные умения: · умение определять предмет оценивания; · умение воспринимать предмет оценки; · умение устанавливать критерии оценки; · умение сопоставлять предмет оценки с критериями оценки. Оценка связана с учебно-познавательной деятельностью: формируются логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование; учащиеся овладевают умениями речевой деятельности, их речь становится более точной и доказательной.
| ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish» |